• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1979"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Лебланк Рональд: 'Русский Жилблаз' Фаддея Булгарина
    Входимость: 3. Размер: 144кб.
    2. Рейтблат А.: Видок Фиглярин
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    3. Рейтблат А. И.: Библиографический список книг и статей о Ф. В. Булгарине (1958-2007)
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    4. Кузовкина Татьяна: Булгарин до 14 декабря 1825 г. - к проблеме реконструкции литературной биографии
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    5. Белоногова В. Ю.: Образ Фаддея Булгарина и "масслит" в восприятии А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    6. Маленький разговор о новостях литературы
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    7. Миноровский Алексей: Узнать и полюбить Булгарина. "Видок Фиглярин" как идеолог русской мифологии
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лебланк Рональд: 'Русский Жилблаз' Фаддея Булгарина
    Входимость: 3. Размер: 144кб.
    Часть текста: свет в полном объеме лишь в 1938 г. Три части его “Российского Жилблаза”, вышедшие в 1813—1814 гг., были вскоре конфискованы в книжных магазинах и стали библиографической редкостью. В результате роман Нарежного читали мало, и он почти не оказал влияния на современников. Те же современники, которые были знакомы с “Российским Жилблазом”, знали его, как свидетельствует Д. И. Завалишин в своих мемуарах, исключительно в анонимной рукописной версии, которая распространялась в декабристских кругах в 1820-е гг. 2 “Иван Выжигин” Булгарина, напротив, снискал мгновенный успех и у читателей, и в правительственных верхах. Первое издание разошлось так быстро (всего за семь дней), что второе было напечатано и распродано в том же году. В течение 1829 г. в России было продано около семи тысяч экземпляров романа, а к 1832 г. роман уже был переведен на французский, польский, немецкий, шведский, английский, итальянский, голландский и испанский 3 . Таким образом, “Иван Выжигин”...
    2. Рейтблат А.: Видок Фиглярин
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    Часть текста: ставшая совестью и самосознанием нации, заместившая и философию и политику, значит для нас так много, что литературные ценности давно уже перешли в разряд предельных. И если Пушкин, "солнце русской поэзии", в результате, по выражению Аполлона Григорьева,- это "наше все", то Булгарин вследствие того же фильтрующего исторического процесса отошел на противоположный полюс - это, если мыслить аналогичными формулами, - "ночь русской поэзии", "наше ничего". Как в Пушкине воплощены все высочайшие эстетические и этические ценности, так Булгарин стал символом абсолютного зла, аморальности и литературной бездарности. Сошлюсь на современного критика, по словам которого сейчас "мы, безбожники и маловеры, ощутили живейшую потребность в поклонении национальным святыням... исторические фигуры получают эмблематическое значение, так что любые попытки дать научно «демифологизирующее» освещение образам, скажем, декабристов или, скажем, Булгарина встретят (и встречают) почти единодушное неприятие: слишком прочно связались в отечественном сознании с первыми - национальное понятие о чести, бескорыстии и рыцарственной доблести, а со вторым - наше представление о том, до каких иудиных пределов может докатиться продажный писака..." [1]. Естественно, что давно уже любая попытка изучать Булгарина воспринимается как прямая или косвенная его реабилитация. Я вспоминаю тяжелое чувство от знакомства с хранящимися в ЦГАЛИ материалами литературоведа и историка Я. Черняка. Обнаружив, что одна из повестей Булгарина представляет собой памфлет на Пушкина, он начал работать над статьей (в конце 1930-х годов им было написано около десятка вариантов), которая так и не была опубликована (что тоже весьма показательно). При чтении набросков поражает, как мучительно автор оправдывается в своем обращении к столь низменному предмету [2]. И дело не только и не...
    3. Рейтблат А. И.: Библиографический список книг и статей о Ф. В. Булгарине (1958-2007)
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: список книг и статей о Ф. В. Булгарине (1958-2007) В предлагаемом вниманию исследователей библиографическом списке мы стремились учесть работы, специально посвященные Булгарину, с исчерпывающей полнотой, статьи же и книги, в которых речь о нем идет в связи с какими-то другими вопросами и темами, представлены, разумеется, выборочно. "Нельзя объять необъятное", как справедливо заметил известный литературный герой: во-первых, какие-то издания могли не попасть в поле нашего зрения; во-вторых, писатель, журналист, критик, мемуарист, участник наполеоновских войн, консультант политической полиции Булгарин упоминается и характеризуется в работах разного типа, и объем списка при сплошном учете далеко превысил бы возможности журнальной публикации. Поэтому в данной части нашего списка мы проводили ценностный отбор, учитывая только те работы, в которых вводилась новая информация или предлагался новый взгляд на известные вещи. В этом плане абзац в статье В. Э. Вацуро был для нас важнее десятка страниц в книге какого-нибудь компилятора или популяризатора. Не учитывались также стереотипные перепечатки ранее опубликованных работ. В качестве начальной хронологической точки данного списка взят 1958 г., поскольку работы, опубликованные ранее этой даты в России и СССР, учтены в библиографическом указателе "История русской литературы XIX века" (М.; Л., 1963), публикации 2007 г. представлены, по естественным причинам, очень выборочно. Статьи, с которыми нам не удалось познакомиться de visu, отмечены звездочкой. Работы расположены по хронологии, внутри года - по алфавиту. 1) Азадовский М . К . История русской фольклористики. М., 1958. С. 241. Характеристика...
    4. Кузовкина Татьяна: Булгарин до 14 декабря 1825 г. - к проблеме реконструкции литературной биографии
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    Часть текста: Булгарина практически не изучался: заниматься творчеством и биографией человека, прослывшего еще при жизни шпионом и агентом III Отделения, считалось недостойным. Ситуация стала меняться с середины 1960-х гг., когда Булгарин как «отвергнутая» и «оклеветанная» советским литературоведением фигура привлек внимание западных славистов. Уже первые реабилитирующие работы о Булгарине начала 1970-х гг. были посвящены именно начальному периоду его биографии, и в них впервые прозвучали тезисы о том, что в русскую литературу Булгарин вошел как сложившийся польский литератор либерального толка (см., например: [Mocha; Mejszutowicz]). Вслед за ними А. И. Рейтблат, заявляя о присущих Булгарину «литературной одаренности, богатом жизненном опыте, трудолюбии и любви к новой профессии», заключает, что: <…> в довольно короткий срок, он широко знакомится с польской литературой и быстро завоевывает в ней заметное место, что доказывает факт избрания его членом шубравского общества [Рейтблат 1998: 9]. Однако такому выводу противоречит факт, отмеченный самим же А. И. Рейтблатом, что до 1819 г. публикации Булгарина в польской печати отсутствуют. Попытка объяснить это тем, что Булгарин печатался анонимно, как это было принято в кругу шубравцев (см.: [Рейтблат 1993: 74]), представляется неубедительной, потому что в шубравское общество он был введен только весной 1819 г. (см. об этом ниже). Требуют коррекции и ставшие популярными тезисы о том, что взгляды Булгарина — либерала из круга прогрессивной петербургской ...
    5. Белоногова В. Ю.: Образ Фаддея Булгарина и "масслит" в восприятии А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: не более чем мода, им была близка ориентация на поэзию для немногих. Анализируя в статье «Несколько слов...» феномен пушкинской славы периода южной ссылки и причины охлаждения публики к поэту в конце 1820-х годов, Гоголь приходит к выводу: «Увы, это неотразимая истина, что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметнее уменьшается круг обступившей его толпы и наконец так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих истинных ценителей» 1 . Эти гоголевские строки отчетливо перекликаются, например, с мыслью Жуковского о «непристрастной заслуженной похвале избранных, которых великое мнение управляет общим и может его заменить» 2 . И с суждениями самого Пушкина, высказанными им в болдинской статье о Баратынском 3 . Скорее всего, мысли эти, близкие и Пушкину, и Жуковскому, и другим людям «пушкинского круга», не раз обсуждались ими. Летом 1831 года в Царском Селе участником этих бесед бывал и Гоголь, который ощущал себя их единомышленником. Написанная им вскоре статья «Несколько слов о Пушкине», казалось бы, подтверждает: он в этом споре на стороне «пушкинской партии». Однако есть в статье эпизод, который вселяет некоторые сомнения. Это эпизод из детства Гоголя. Написав «пейзаж, на первом плане которого раскидывалось сухое дерево», он получил урок взрослых соседей-обывателей: «Хороший живописец выбирает дерево рослое, хорошее..., а не сухое». Гоголь извлек из него мудрость: надо «знать, что нравится, а что не нравится толпе» (VII, 62). Казалось бы, если художник свободен от мнений толпы, зачем ему знать ее мнения? Мы не раз еще наткнемся на эту гоголевскую двойственность в отношении к так называемому массовому читателю. Он то с презрением говорит о читательской «черни» и читательском...
    6. Маленький разговор о новостях литературы
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: мнения? 1-й - Нет! Мы, точно как телеграфы, только повторяем слова и движения первого из нас, который подает голос, - но куда ты бежишь? 2-й - После этого мне незачем долее с тобою оставаться. - Прощай! Примечания Литературные листки. 1824. Ч. 2, Љ8 (выход в свет 12 мая). С. 322-323. Без подписи (Ф. В. Булгарин?). Заметка была воспринята современниками как переход Булгарина в споре о "Бахчисарайском фонтане" от "вооруженного нейтралитета" (выражение В. К. Кюхельбекера, см.: КюхельбекерВ. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 499) на сторону "Вестника Европы" (см.: Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 3. С. 37, 45-46, 49, 51). Еще в Љ7 "Литературных листков" за 1824 г. (с. 277-278) редактор журнала советовал своим читателям прочесть ответ М. Дмитриева Вяземскому, "ибо каждому беспристрастному судье для произнесения решительного приговора непременно нужно выслушать обе стороны". Критические выступления Вяземского 1823-1824 гг. отчасти задевали Булгарина и вызывали ответную реакцию последнего: непременно отмечая "необычайную остроту ума, глубокие познания и множество полезных истин, изложенных с живостью и...
    7. Миноровский Алексей: Узнать и полюбить Булгарина. "Видок Фиглярин" как идеолог русской мифологии
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: так в классики и не прорвался. Культура вбирает в себя творческую повседневность, а она, как давно известно, полна и сора, и пустых бутылок, и тягостных раздумий. А еще она полна призраками тех неупокоенных душ, которым никак не найдется место ни в прибранном школьном классе литературы, ни в пыльном кабинете ученого, ни на плакатах агитаторов от искусства. Одним из обладателей таких душ-беспризорниц является несчастный счастливец Тадеуш Булгарин, поляк по рождению, полузабытый русский писатель и журналист. Большинству он известен как Фаддей Венедиктович, а Пушкин и вовсе дразнился Видоком Фигляриным. Мятется-мается Фаддей, колеблет если не треножники, то ящики для доносов, да все не упокоится. Он был блестящий политический полемист, демиург, агитатор, а мы его все за шута-неудачника держим. Немудрено, что большинство придуманных им политических мифов до сих пор не дают покоя им же сконструированному «народу» и его передовому опозиционно-просвещенному отряду «интеллигенции». Никак не сложат оружие ни «либеральные шайки» [2, с. 441], ни полчища «охранителей». Пожалуй, мы так и будем продолжать жить в этих мифах, пока не выберемся наружу. Proszę o pomoc, pan Tadeusz! Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859) родился в Минской губернии, служил в польской армии, воевал в Испании в корпусе маршала Удино армии Наполеона, участвовал в знаменитой переправе через Неман, а затем весь свой талант и энергию положил на алтарь правительственных интересов Российской империи, завоевавшей его любимую родину. Дружил с доброй половиной декабристов – а пятерых повесили, лучший друг – Грибоедов [7, с. 99] – погиб страшной смертью, а ему надо было писать о том пояснительную записку, кто и как на его...